Север. Сейдозеро-Мурманск-Териберка (ч.1) — ruru24.ru

Повествование о следующем северном путешествии в Мурманском направлении с элементами пешего восхождения в Ловозёрских тундрах к Сейдозеру. Путные заметки, часть 1-ая.

Прошедший год был отмечен продажей старенького и верного 600-го трансальпа неким ребятам во Владивосток, а для меня — покупкой свеженького 700-го. Я о таком грезил лет семь вспять, а здесь и на объявление успешно натолкнулся. Весь вероятный вседорожный потенциал 600-го я всё равно не употреблял, а немножко прирастить крейсерскую скорость и наличие абс, инжектора и датчика уровня горючего приятно облагораживают жизнь. Подвески стали меньше, но свои цели этот аппарат также достойно делает — ужаса разбитой дороги он не имеет. Единственно что меня больше подрасстроило, это уменьшение объёма бензобака — у 600-го автономности было всё же больше, могло быть даже несколько за 300 км пробега, а здесь вроде бы не вплотную. К новенькому сезону не только лишь я обновил байк, да и мой товарищ тоже, причём поступил он наиболее конструктивно. Продав собственный honda deauville 650, он всё-таки направил собственный взгляд на турэндуро и в попытках смены класса стал счастливым владельцем suzuki v-strom 1000. Пусть оба эти байки не чистокровные покорители всех направлений, но для большинства дорог разной степени убитости они подступают как недозволено лучше. На этих байках мы и собрались двигаться, прошедшим в летнюю пору 2019-го года, в новое путешествие. В качестве первого обкаточного маршрута для новейших машин было выбрано северное направление. Общий план маршрута был построен довольно стремительно, были отмечены главные главные точки, а всё что меж ними — оставлено на импровизацию. Может, естественно, и отлично было бы посидеть за картой наиболее кропотливо, но этот вариант даёт бОльшую упругость в пути и не привязанность к определённым датам и местам. Хотя по сути было просто чуть-чуть лениво.

Базу нашего маршрута составляла МО (Мурманская обл.) и включала в себя посещение загадочного озера Сейдозера и проезд к далёкому северному посёлку Териберка, с промежной точкой-днёвкой в Мурманске. Посещение Мурманска имело внутри себя две главные задачки: отведать известного камчатского краба и совершить вторую попытку посещения музея «Атомный Ледокол Ленин». Почему 2-ая и почему попытка? А поэтому что года четыре вспять, когда мы проезжали Мурманск в первый раз, в тот момент вся портовая земля была оцеплена правоохранительными органами — они устроили там какие-то учения и никого не желали пускать. Так и тогда пришлось уехать, ничего и не посмотрев. В сей раз всё вышло лучше, но обо всём по порядку.

Наиболее подробного планирования маршрута в нашей команде не успело состояться, и мы направились так, оставив все сборы, естественно, на крайний денек. Умопомрачительно было ничего не запамятовать из вещей в сей раз, ну и совершенно, с каждым новеньким разом вещей становится всё меньше, не глядя на то что берёшь с собой различные новейшие штуки типа раскладных столов. Может быть когда-то выйдет совершенно отрешиться от кофров. Но не в сей раз. Наш экономный стиль передвижения подразумевает наличие ночёвок под открытым небом, отсюда палатка, спальник, коврик, тёплая одежка и бивуачное снаряжение с маленьким припасом пищи. Окончив сборы, к середине начинавшейся ночи, мы стартовали с утра 17-го августа из Тулы. Как уже сделалось обыденным, начало нашего пути аккомпанировал маленькой дождик, который в районе Подольска и Москвы решил существенно усилиться, а под Тверью и завершился совсем. Я до сего времени не люблю ездить через Москву, очень много это отбирает сил, но навигатор решил, что так резвее. Маленькое увеличение крейсерской скорости на новейших байках приятно повысило продуктивность. И даже то, что мы едем приблизительно по правилам, не выходя за границы погрешностей, позволило нам добраться сиим днём до Ленинградской области. Уже начало вечереть и что бы не терять много времени на полуночную суету мы решили остановится в «бургер кинге», что повстречался по пути. Видимо то было пользующееся популярностью пространство, ибо у входа стояло не наименее 10 байков. Не реклама, но меня забавляет там временами брать что-то за «спасибо», заплатив 1 рубль монетой. Перекусив, мы направились далее. Пространство под палатку в сей раз отыскали довольно стремительно — свернули с одной дороги на другую и встали около лесопилки. Не глядя на располагающиеся поблизости ж/д пути и огромное количество лежащих брёвен — местность кажется не особо обитаемой. Мы развернули лагерь и на этом денек завершился. План варить глинтвейн на стоянке я решил перенести на иной раз.

Последующим днём мы уже двигались по трассе «Кола» — она великолепна, как и постоянно. Пересекли заезд в Карелию и природа вокруг стала ещё привлекательнее. На одной из стоянок закупили у бабушки литр черники — потрясающая ягода. Сиим вечерком мы добрались до Сегежи и кое-где в окружении решили ставить лагерь. Пересекая одну из рек, мы свернули в сторону леса, где по картам гугл был должен быть яркий выезд к озеру. На самом деле там оказался довольно твердый грейдер, а потому что уже начало смеркаться, и тряска езды по таковой дороге добавляет вялости, мы свернули до наиблежайшей мшистой полянки, где и поставили палатку. В Карелии на земле спать мягче чем где бы то ни было. Оба прошлых денька встреч со известными Карельскими комарам не бывало.

Планом третьего денька пути было добраться до г. Апатиты. Там было забронировано жильё, чтоб привести себя в порядок и незначительно отдохнуть перед будущими остальными деньками путешествия. Опосля вчерашних поездок по грубому грейдеру карельского леса выяснилось наличие самоотвинчивания болтов крепления багажных рамок на v-storm товарища. В поисках новейших болтов и покупки доп снаряжения мы направились в Кемь. Дорога до Кеми оказалась таковая же кривая, как и 4 года вспять. Добравшись до городка и совершив маленькой ремонт багажной системы, мы направились на обед в наиблежайшее кафе, которое нам зарекомендовали местные. Именовалось оно «Лагуна», либо как-то схоже. Опосля обеда к нам подошёл один дедушка и смотря на наши байки предался своим мемуарам, как будучи в юности, во 2-ой трети того века, он служил в этих краях. Опосля окончания службы он уехал домой в Крым, но так его зацепила краса этих мест, а быть может и что-то ещё, что он решил сюда возвратиться. И он сказал, как он брал «яву» и поехал из Крыма в Кемь. Дороги тогда были не то что на данный момент, а опосля Беломорска их не было совсем. Так он и поехал далее от Беломорска до Кеми по рельсам да шпалам, а это было порядка — 50-80 км пути. Доехал он уже с нездоровой спиной, и гласит — болит до сего времени, но вспоминает те времена с любовью. Мы же, закупившись провиантом и вином, направились далее.

К вечеру приехали в Апатиты и заселились на ночь (то есть темное время суток). Городок хоть и является районным центром, но ничего такового увлекательного внутри себя не прячет. К ночи в конце концов я наварил глинтвейн и мы отметили приезд в цивилизацию и то, что всё идёт по плану.

С утра последующего денька мы направились в примыкающий город — Кировск. Он хоть и еще меньше, чем Апатиты, но воспоминаний он производит еще больше. Горы, висячие фактически над головами и все эти природные красы — просто лишают рассудка. Целью посещения этого городка стал «музей камня». Это огромное трёхэтажное строение с башней, музейно-выставочный центр компании «ФосАгро-Апатит». Увлекательной индивидуальностью музея будет то, что вход в него совсем бесплатный. Мы прошли через бессчетные ряды камешков со всего мира, от эвдиалитов хибинских тундр и аметистов кольского полуострова до слюд, самородков и декоративных камешков. Иными экспозициями музей были макеты технологического оборудования и горных машин, схемы карьеров, рудников и горно-обогатительных комбинатов, незначительно о горной истории и о трудовых подвигах. А этажом выше нас повстречал… музей самоваров. Было весьма особенно сделать весь этот путь из Тулы и узреть такое огромное собрание коллекции конкретно тут. К слову, а ещё у их есть веб-сайт с виртуальным музеем — тоже занимательная штука, в особенности для тех, кто не может приехать в город. Вышли мы из музея в очень экзальтированном настроении.

Время близилось к обеду и мы направились в ресторан-гостиницу «Северный». У их оказались весьма смачные и дешевые бизнес-ланчи. Забегая вперёд отмечу, что обед в этом месте, которое считается наилучшим в городке, мне обошёлся много дешевле чем в столовой «Тарелка» в Мурманске. Культурная часть программки на этот денек была завершена и мы отправляемся в сторону г. Ревда. Там нам предстоит заночевать под стенками рудника и последующим днём отправиться походом к Сейдозеру. По пути нам повстречалось нескольку расчудесных озёр и величавых пейзажей.

На фото оз. Имандра.

На фото прекрасная местность близ г. Мончегорск.

Прибыв в этот город, мы ощутили несколько гнетущую атмосферу. Зайдя в местное сельпо закупились средствами от комаров, на что торговцы убеждали бессмысленностью всего этого занятия. По их словам, в тех же местах, куда мы отправляемся, с мая месяца медведь успел задрать с половину 10-ка людей. Нечего там созодать, гласили они, мы совершенно там никогда не были и не собираемся. Но наш дух было не сломить. На улице мы повстречали пару мотоциклистов и побеседовали на различные темы. Один из их, рассказывая про город, упомянул, что в Ревде основная достопримечательность — это колония строго поселения. А чуток далее неё размещен работающий рудник Карнасурт, куда мы и отправляемся.

Конкретно у рудника есть пресное озеро, откуда насосная станция конфискует воду, но питьевую воду идеальнее всего, всё равно, брать в столовой компании, как нам позднее объяснил сторож на вахте.

Мы приехали к КПП (Контрольно-пропускной пункт — пункт, предназначенный для контроля за проходом (посещением) и пропуска на территорию какого-либо объекта) и огляделись, пейзажи тут, вправду, яркие. На автобусной остановке красуется надпись: «Турист! Что бы не портить для себя отдых — зарегистрируй собственный маршрут в МЧС». Так мы и поступили, позвонив по обозначенному телефону, сказали сколько нас, куда идём и на сколько. Местность там достаточно одичавшая, а опосля перевала мобильной сети уже не будет. Предстоящий путь вероятен лишь пешим ходом, потому мы оставили байки конкретно у проходных рудника, а сторож, получив маленькое вознаграждение, обещал присматривать за ними. Забрав всё нужное снаряжение на будущий денек (обувь с развитым протектором, палатка, пенка, спальник, котелок и схожее, пища и вода, фото-видеоаппаратура, тёплые вещи), мы упаковали это по ранцам, которые везли с собой; для 1-го денька пути полностью хватило размера на 30-35 л..

Дело шло к вечеру, и мы поставили палатку у бурной речки, которая протекает рядом с комбинатом. Опосля чего же направились на завод в столовую. Оказалось, что вход туда через кпп совсем вольный, а столовая работает практически круглые сутки. Пища смачная и весьма дешёвая.

С утра последующего денька мы собрали лагерь и выдвинулись в путь, по пути вновь зайдя в столовую. Там на предоставили полный набор — завтрак горняка, в него входило две каши (гречневая с тефтелями и сладкая рисовая на молоке), салат и компот. Это дело мы разделили на двоих. Горняки из нас так для себя.

Далее нас ожидал горный перевал. Что бы добраться до Сейдозера существует один путь: нужно приехать в г. Ревда и пройти через местность работающего рудника, взобраться на горный перевал и спустить вниз, пройти через лес и озеро будет достигнуто. Протяжённость пути составляет порядка 11-12 км, но неверно будет полагать, что это два часа пути. Дорога не была весьма уж сложной, но с течением времени вялость берёт своё. 1-ое, что предстоит преодолеть опосля выхода с рудника, будет подъём на перевал по курумнику — хаотично уложенным и шатающимися огромным глыбам и камням, причём идти придётся с уклоном ввысь. Мы шли по формуле 40/20, 40 минут бодро шли и карабкались, остальное — на отдышаться и выпить воды. Иногда чудилось, что тащить с собой ранцы и палатку это как особенной вид извращения.

Тропинка, уходящая от комбината, стремительно завершилась и предстоящей навигацией нам служили огромные пирамидки, собранные из каменей, идя рядом с ними рельеф был наиболее подходящий, чем нежели карабкаться напрямик. Дойдя до верхушки перевала, мы повстречали пару групп людей, которые произнесли, что до озера осталось не настолько не мало, но далее дорога лучше не будет, а в лесу возникают корешки. И это оказалось совершенно не то, как корешки в лесах средней полосы нашей страны. Так же оказалось, что спускаться по курумнику вниз всё же напряжнее, с течением времени пальцы ног начинают уставать и стают сверх чувствительными. Зато с верхушки этого перевала раскрывался превосходный вид на всё, что нас окружало. Само сосредоточение свободы было тут.

Когда мы в конце концов спустились вниз, мы оказались у русла пересохшей, либо сменившей направление, горной реки. Климат тут также поменялся, благодаря горным массивам вокруг эта местность выходит вроде бы в окружении стенок, и тут теплее на пару градусов, что приметно также и по бурной растительности вокруг. Пройдя русло реки, мы достигнули леса, где метками пути стали служить голубые наклейки вокруг стволов деревьев. Табличка, стоящая близ тропы, говорила, что мы находимся на местности заказника Сейдъявврь. Дорога через лес оказалась не проще горной тропы, кроме корней тут также было и огромное количество валунов с камнями. Кое-где рядом журчит горная речушка, а рыбаки стараются ловить в ней рыбу. Когда вялость начала брать своё я приметил поваленное дерево и сделал из ветки для себя трость. Все туристы, которые нам встречались тут, прогуливались с трекинговыми палками и с течением времени я сообразил почему. Дорога через лес не была прямой, она петляла не только лишь вправо-влево, да и повсевременно меняла повысотную отметку. В один из моментов мы натолкнулись на лесное «радиальное движение»: в центре тропинки лежал большенный тонкий камень, а около него возвышалась большая сосна. От центра этого места расходилось 5 остальных тропинок в различные направления, вот здесь и пришлось нам слегка по плутать.

Спустя приблизительно часов 6 (от момента нашего старта) мы в конце концов добрались до побережья озера. Это было весьма тихое и прекрасное пространство, вокруг было весьма тихо и умиротворённо. В озере плескалась рыба, а по деревьям сновали белки, совсем не опасаясь людей. Набрав воды прям из озера, мы занялись обедом. Пока газовая горелка во всю жужжит можно и понаслаждаться видами.

С места нашей стоянки можно узреть набросок на горе — загадочного Куйву.

Куйва — персонаж мифологии саамов, знаменитый гигант, обитающий в Ловозерской тундре. В античные времена праотцы саамов пришли в равнину Ловозерской тундры и повстречали злого гиганта Куйву, который напал на их. Была большая (по меркам саамов — это могло быть и несколько 10-ов человек и даже один десяток) битва, Куйва брал верх, убивая людей и творя разные гадости. Тогда саамы призвали собственных богов, те узрели последствия учинённого Куйвой погрома, разгневались и поразили его молниями. Гигант перевоплотился в гору, стал сейдом, сохранив свои великанские размеры.

Незначительно отдохнув, мы начали строить последующие планы, и потому что время было лишь к 18 ч, не глядя на скопившуюся вялость, решили незначительно поменять пространство стоянки, что бы завтрашним днём идти было меньше и доехать до Мурманска сил хватило больше. Повернув от озера, мы случаем вышли на другую тропу и смогли за относительно маленький просвет времени преодолеть весь тот путь, на котором мы так ухитрились утомиться днём. Эта тропа полностью и вполне шла через лес, минуя пересохшее и каменистое русло реки. К вечеру на одном из склонов мы развернули палатку на поляне из мха и оленего моха. Ужинали не разводя огня, лёгкими закусками, попивая пробники грузинского вина. Перед нами раскрывался превосходный вид горных массивов и ущелий.

/Продолжение следует/

Источник: bikepost.ru