Технологии MotoGP: Все секреты Yamaha YZR-M1 — Mission One как борьба за пространство под солнцем — ruru24.ru

МОТОГОНКИ.РУ, 2 марта 2021 — С того времени, как чемпионат мира по Мото Гран-При перебежал на 4-тактную платформу, в Yamaha сменились три генеральных конструктора, любой из которых сразу возглавлял проект Mission One в MotoGP (Project Leader). Этот пост опосля ухода на пенсию Фурусавы принял его ближний соратник Куити Тсудзи, а опосля него, в 2019 — Такахиро Суми, который управляет программкой сейчас.

История Mission One

В 2000 году перед новеньким фаворитом проекта Yamaha в Гран-При поставили задачку — сделать макет под новейший регламент. Первым требованием FIM был 4-тактный движок объемом 990 куб.см., что по расчетам консультантов Федерации приблизительно приравнивалось по мощности имевшимся на вооружении в тот момент 2-тактным 500-кубовым движкам (205-210 л.с.) Разработка сотворения и тюнинга 2-тактных моторов достигнула собственного пика приблизительно к 1998 году, когда мощности их в первый раз достигнули отметки в 200 л.с., а энерговооруженность — показателя 1.5 л.с./кг. Новейшие характеристики должны были колебаться в тех же границах при новейших ограничениях сухой массы в 145 кг для 4-5-цилиндровых моторов и 135 кг для 2-3-цилиндровых. В регламенте был и пункт насчет 6-цилиндровых машин (155 кг), но ни один производитель не отважился сделать макет такового форм-фактора — очень недешево. Большая часть практически единодушно сошлись во мировоззрении, что 4 цилиндра для новейшего MotoGP будет наиболее, чем довольно. Исключением стал макет Honda RC211V, V-образный движок которого оснастили пятью цилиндрами. Да и он в итоге эволюционировал в традиционный V4 к 2012 году.

Масао Фурусава, крестный отец и создатель проекта Yamaha Mission One

Инженеры Yamaha приостановили собственный выбор на L4 — рядном 4-цилиндровом движке, так как в распоряжении завода уже была разработка производства удачных байков подобного формата. Но Фурусава решил, что шасси YZF-R1 было очень «дорожным» для макета с движком на 70 л.с. сильнее. Потому, за базу YZR-M1 0WM1 взяли шасси YZR500 модели 0WL9 (1999) — дюралевую раму, к которой крепился маятник, а движок подвешивался сверху. Создатели также добавили инноваторскую систему торможения движком: проскальзывающее сцепление, уровень допустимого скольжения которого контролировался отдельным блоком управляющей электроники.

Дебют в MotoGP

2002 год был годом испытаний и обучения и показал, что Honda удалось воплотить новейшую теорию с V5 в дюралевом шасси лучше. Yamaha на старте представляли 6 пилотов, трое из которых получили сходу YZR-M1 (0WM1), а еще трое ездили на улучшенном YZR500. Макс Бьяджи и Карлос Чека вышли на 4-тактных YZR-M1, но гонки проявили ряд недочетов решения Фурусавы: байк был недостаточно размеренным, чтоб приносить победы в каждой гонке. В итоге, Бьяджи окончил сезон 2-м, проиграв новейшей звезде Honda, Валентино Росси 140 очков.

Движок и шасси Yamaha YZR-M1 0WM1 с 942-кубовым мотором

0WM1 по-началу имел 942-кубовый мотор мощностью около 190 л.с. На данной фото, изготовленной на TT Circuit Assen, представлен конкретно таковой макет. Бьяджи не выиграл с ним ни одной гонки, хотя три раза взошел на подий. Команда выявила пару принципиальных негативных моментов, одним из которых был очень высочайший уровень гибкости шасси (из-за конструкции рамы). Начиная с Гран-При Чехии, Yamaha заменила движки на 990-кубовые, чтоб стопроцентно соответствовать регламенту. Это придало нужное убыстрение пилотам Yamaha: Макс Бьяджи сходу выиграл гонку в Брно, а потом брал победу в Сепанге и окончил сезон на подие в Валенсии. Новейший движок объемом 990 куб.см. выдавал ровно 200 л.с., но весил практически на 25 кг больше, чем его 2-тактный предшественник.

Yamaha YZR-M1 (0WN3) 2003 года

2-ая версия YZR-M1 (0WN3) получила дюралевую раму, сделанную с нуля специально для новейшего мотора и новейшей мощности, который уже питался инжекторной системой с цифровым зажиганием, имел стопроцентно программируемый блок управления ECU. Отдельную систему торможения движком заменила система ICS (Idle Control System), интегрированную в общую систему управления системой питания. Это отдало доп рост базисной мощности и посодействовало лучше надзирать торможение движком. Новенькая рама вышла на 14% жестче в продольной плоскости и обеспечила на 11% огромную твердость на скручивание.

Yamaha YZR-M1 (0WP3) 2004 года

«Настоящий» Mission One, каким мы его знаем, родился лишь в 2004 году — версия 0WP3, сделанная в летнюю пору 2003 года и доработанная в осеннюю пору, а потом в зимнюю пору 2004-го в сотрудничестве с Валентино Росси. Приглашение Росси для Фурусавы была ставка ва-банк. Как позднее говорил Масао, когда он делал предложение Валентино, то совсем не возлагал надежды на лояльность со стороны работающего чемпиона Honda. Но, Росси принял вызов — нежданно для обеих сторон!

Главным конфигурацией в подходе к проектированию байка для Фурусавы стала передача мощности на заднее колесо, так как макеты MotoGP уже достигнули показателя энерговооруженности 1,6 и даже 1,65 л.с./кг, и эту мощность необходимо было надзирать.

Валентино Росси на Yamaha YZR-M1 2004 года — летит к первому титулу с Yamaha

Управляющая электроника 0WP3 уже позволяла применять несколько различных карт зажигания и питания с возможностью переключения по ходу заезда («полносильная» и «экономная»). Также, благодаря изменению дизайна и размера воздухопоглотителя, Yamaha удалось получить значимый прирост мощности движок — до 20-25 л.с. Еще в 2003 году удалось достигнуть скоростей выше 320 км/ч. Пиковая же мощность YZR-M1 еще на осенних тестах составила 240 л.с. Опосля тестов с Росси в Валенсии (в ноябре 2003) занесли еще ряд конфигураций. Маятник удлинили существенно (практически на 80 мм), чтоб создать колесную базу больше и повысить устойчивость на прямых. Движок в раме сдвинули вперед, заодно понизив его позицию для улучшения развесовки. Твердость рамы чуток уменьшили, возвратив шасси упругость. В итоге, вышел байк, который привел Валентино к титулу в 2004 году с первой пробы.

С того времени, философия байка в целом не изменялась. Но что все-таки сделалось главной фишкой Yamaha YZR-M1, что принесло Yamaha Factory Racing 5 «тройных корон» — титулы в личном и командном зачетах, также Кубок производителей в 2005, 2008, 2009, 2010 и 2015 годах?

Продолжение — завтра в это время!

Источник: motogonki.ru