Как отремонтировать насос ГУР

В современных автомобилях на рулевой колонке располагается гидроусилитель руля (ГУР) – приспособление, помогающее легче управлять транспортным средством. Одним из главных его компонентов является насос. Благодаря ему по внутренним частям ГУРа прокачивается гидравлическая жидкость. В процессе вождения этот элемент подвергается серьёзным нагрузкам и со временем ломается, а значит, его нужно своевременно ремонтировать. Ремонт можно сделать и своими руками.

Причины и признаки неисправности

  • Если при повороте рулевого колеса на нём возникают обратные толчки, значит, приводной ремень насоса изношен или слабо натянут.
  • Если для поворота рулевого колеса требуется слишком серьёзное усилие, скорей всего, дело в неисправности приводного ремня насоса.
  • Если вы пытаетесь быстро повернуть рулевое колесо, но для этого нужно больше сил, чем раньше, вероятнее всего, приводной ремень насоса слишком слабо натянут. Также возможна механическая неисправность компонента.
  • Если для вращения руля в одну из сторон нужно прилагать слишком серьёзные усилия, насос вышел из строя и требует срочного ремонта.
  • Также при работе насоса ГУР может раздаваться гул или даже резкий высокий звук. Это свидетельствует об износе ротора с ламелями, эллипса или подшипников. К такой неприятности приводят нехватка жидкости в бачке гидроусилителя и слишком агрессивный стиль вождения. Если не решить проблему, насос заклинит.

Так устроен насос ГУР

Диагностика насоса гидроусилителя руля (ГУР)

В автосервисах для выявления неисправностей используются специальные стенды, но неполадки можно выявить и без дополнительного оборудования. Для этого обратите внимание на следующие признаки:

  • наличие посторонних звуков при вращении рулевого колеса;
  • подтекание рабочей жидкости, её пятна на дороге или элементах двигателя;
  • свистящий звук от подшипников;
  • люфт подшипников при снятом ремне и перемещении вала насоса;
  • повышение усилия, необходимого для поворота рулевого колеса при малых или холостых оборотах.

Как отремонтировать своими руками

Для этого понадобятся следующие инструменты:

  • сверло на 12 мм или больше;
  • электродрель;
  • ветошь;
  • уайт-спирт;
  • наждачная бумага зернистостью от Р1000 до Р2000;
  • надфиль треугольной формы;
  • шприц для откачки жидкости;
  • съёмник для стопорных колёс;
  • ключ на 12;
  • ремкомплект для насоса ГУР (или просто найти две шайбы из меди, два уплотнительных кольца, сальник и прокладку для заднего кожуха);
  • подшипник внешним диаметром 35 мм и маркировкой 6202.
  1. Сначала надо снять насос и слить из него всю жидкость. Для этого отпустите осевой болт, которым агрегат крепится к скобе, открутите стопорную гайку и снимите ремень. Откачайте гидравлическую жидкость шприцем. Чтобы полностью очистить систему, несколько раз поверните руль до упора, пока масло не перестанет течь.

    Откачиваем жидкость

  2. Проверьте правильность работы отдельных элементов. Для этого нужно аккуратно разобрать изделие. Снимите трубопровод, ослабив хомут на шланге расширительного бачка. Открутите болт, фиксирующий шланг высокого давления. Извлеките осевой болт и застопорите шкив отвёрткой или металлическим прутом. Снимите гайку, удерживающую шкив. Все, можно извлекать сам насос! Обязательно очистите его от грязи.

    Так снимается трубопровод

  3. Для извлечения подшипника используйте съёмник. Открутите четыре болта, на которых держится задняя крышка. Снимите её отвёрткой, только аккуратно — элементы ротора не должны выпасть. Их надо доставать осторожно, складывая на пронумерованные бумажки.

    Помните! Когда будете собирать насос, устанавливайте лопасти закруглённой частью наружу.

    Удаление задней крышки

  4. Снимите пластину и находящиеся под ней детали. Осторожно выбейте вал отвёрткой. Извлеките подшипник и замените его на новый. При износе ремня нужно будет заменить и его.

    Убираем старый подшипник, ставим новый

Устранение неровностей

В большинстве случаев можно обойтись без сложного ремонта — достаточно устранить дефекты основных элементов.

Изучите обратную сторону вала и соединённые с ним части. Здесь не должно быть никаких заусенцев и проточин. Разложите элементы на чистой ветоши и осмотрите их. Особенно внимательно следует анализировать состояние вала. Его пазы имеют острые края с каждой стороны. Аккуратно проведите по боковым частям пазов вала, они тоже должны быть острыми.

Следующий этап — осмотр внутренней части цилиндра. В идеальном состоянии его поверхность должна быть ровной с внутренней стороны. Если цилиндр волнистый, значит, причина неисправности именно в этом.

Заусенцы, неровности и другие виды деформации должны быть устранены. Для этого обработайте их наждаком или шкуркой. Лопатки также надо отшлифовать с обеих сторон круговыми движениями.

Как убрать шероховатости на поверхности цилиндра

Цилиндр выравнивают сферической шлифовальной машиной. Ничего такого нет под рукой? Можно сконструировать простейший аналог из дрели, шкурки и толстого сверла. Как можно более плотно накрутите шкурку против вращения дрели на сверло. Не должно быть ни малейшего зазора. Вставьте полученную конструкцию в дрель, чтобы шкурка оказалась зажата. С помощью этого механизма отшлифуйте цилиндр. Старайтесь прижимать его как можно более плотно и действовать равномерно. Шкурка будет постепенно заканчиваться — меняйте её на новую, от крупной к мелкой.

Инструмент для шлифовки неровностей А вот так им надо работать

По завершении процесса протрите каждый элемент уайт-спиртом, затем соберите изделие и установите его на место.

Видео: ремонт насоса ГУРа

Ремонт насоса гидроусилителя руля требует внимания к мелочам. Процесс может затянуться на несколько часов. Если вы не хотите тратить время и силы, в ряде случаев лучше купить новое изделие.

Здравствуйте! Мое имя Дмитрий, по образованию — журналист. Специализируюсь на автомобильной тематике — карьеру начинал в интернет-магазине автомобильных комплектующих, да и сам являюсь автолюбителем.

Источник: auto-gl.ru