Новшества, впервые примененные на ГАЗ-12 ЗИМ

В 1948 году, Горьковский автозавод получил задание на разработку нового шестиместного легкового автомобиля. Который по уровню динамики, комфортабельности и расходу топлива должен был стать промежуточным звеном между «массовой» Победой и лимузинами марки ЗиС.

Разрабатывать какой-либо двигатель с новой системой компоновки (отличной от рядной «4») тогда не рискнули. Зато, впервые для отечественного автомобилестроения, в ЗиМ, вместо маховика для стабилизации, применена гидравлическая муфта. Прямо через нее, крутящий момент передается с коленчатого вала на диск сцепления. Результат: гидромуфта обеспечила плавное движение, старт с места на повышенной (второй) передаче и позволяла двигаться без переключения скоростей в диапазоне 0 — 80 км/час. Собственно, первая передача подключалась только при трогании с подъема. Всего передач было 3.

Карданный вал открытого типа состоял из двух частей с промежуточной опорой – уменьшен диаметр, и в сочетании с гипоидной передачей, конструкция дала возможность снизить ось вращения на 42 миллиметра, разместив вал под полом (кстати, ровным, без тоннеля).

Еще одним новшеством, появившимся на наших ЗиМ, стали 15-дюймовые диски (до этого, советские автомобили имели как минимум 16-дюймов). Снижение диаметра колес также потребовало применения барабанных тормозов нового типа — с 2-мя колодками и парными тормозными цилиндрами.

В результате различных конструктивных улучшений, появилась и неплохая экономичность (хотя, по нынешним меркам и многовато, но расход топлива здесь не превышал 18 л), все же, машина получилась тяжелой (1940 кг снаряженного веса), но с достаточно высокой динамикой, максимальная скорость равна 125 км/ч, а время разгона до 100 — 37 секунд. Максимуму мощности, соответствовало число оборотов 3600 — что обуславливало почти бесшумную работу двигателя.

С подвеской экспериментировать не стали, применив сзади 2 эллиптических рессоры. А чтобы сталь была более прочной, листы подвергали дробеструйной обработке. Автомобиль выпускался на протяжении 7 лет, а счастливых владельцев сегодня – пожалуй, меньше, чем водителей каких-либо других раритетов.

Источник: auto-gl.ru