Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов для авто

В последнее время среди автомобилистов часто идут разговоры о том, что же представляют из себя гелевые автомобильные аккумуляторы, насколько целесообразно их приобретать и правда ли то, что они служат гораздо дольше, чем известные свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом в составе. Некоторым людям до сих пор трудно себе представить, что такое ноу-хау, как гелевые аккумуляторы для авто, уже давно применяется повсеместно.

Сфера применения гелевых аккумуляторов: немного из их истории

Изначально батареи с химическим составом в виде геля применялись исключительно в авиационной промышленности — с целью питания бортовой системы самолетов в условиях постоянных наклонов, виражей и крутых поворотов во время полетов. В авиации были необходимы АКБ, стойко выдерживающие разные спектры температур — от высоких до очень низких. К тому же, при повышенной опасности именно густой электролит в виде геля, получаемый с помощью применения оксида кремния, является наиболее оптимальной формой для источников электропитания.

Когда технология производства этих аккумуляторов обрела массовый характер, сфера их применения значительно расширилась. Их стали использовать в качестве источников питания для водного транспорта различного назначения. Начиная от моторных лодок и заканчивая более крупными судами. Особенно удобны они при использовании для мотоциклов и скутеров по причине их повышенной безопасности, а гелевый источник питания для автомобиля уже не вызывает особого удивления.

Чем хороши гелевые аккумуляторы

Как уже было сказано, основное их преимущество в том, что их внутренний состав имеет форму геля. Если сравнивать степень безопасности такого аккумулятора с жидкими свинцово-кислотными аналогами, разумеется, гелевая АКБ выигрывает в этом плане во всех направлениях. Он не боится резких поворотов и вынужденной смены положения, что расширяет сферу его применения до универсальных величин.

Кроме безопасности, есть еще несколько явных «плюсов» этих АКБ, о которых хотелось бы упомянуть дополнительно:

  • Гель предотвращает преждевременное разрушение свинцовых пластин аккумуляторов — благодаря этому батарея служит долго.
  • Сами свинцовые пластины гелевых АКБ производятся из высококачественного очищенного свинца, без ненужных примесей. Это также предотвращает преждевременную сульфатацию. Благодаря низкому сопротивлению, зарядка таких батарей происходит быстрее.
  • Пусковые токи у таких батарей гораздо сильнее, чем у жидких «кислотников» — как правило, раза в полтора, а то и в два. Это является очень большим преимуществом в условиях суровой зимы, когда аккумулятору нужно тратить гораздо больше энергии для запуска двигателя внутреннего сгорания.
  • Гель, заливаемый между пластинами, выполняет диэлектрическую функцию. Он предотвращает соприкосновение их друг с другом и, таким образом, обеспечивает предотвращение коротких замыканий.
  • Гелевые батареи не нуждаются в доливании электролита, измерении его плотности и дистиллированной воде, в отличие от жидких аккумуляторов. Они часто являются полностью необслуживаемыми (хотя есть сведения о том, что в продаже уже имеются и частично обслуживаемые их варианты).
  • Их корпус настолько герметичен и прочен, что при необходимости АКБ можно ставить набок и даже переворачивать вверх дном. Но сами фирмы-изготовители, конечно, не приветствуют такого обращения с ними.
  • Срок их службы, по информации изготовителей, гораздо больше, чем у жидких свинцово-кислотных батарей. Он составляет от шести до десяти лет при условии правильной эксплуатации.
  • Если такой аккумулятор по каким-либо причинам долго не используется, он гораздо дольше сохраняет оптимальные показатели своей емкости и больше устойчив к такому явлению, как саморазряд.

Какие «минусы» имеют гелевые аккумуляторы

Несмотря на такое большое количество преимуществ, стоит отдельно поговорить о некоторых особенностях и специфике гелевых батарей.

Это важно знать перед возможным приобретением, чтобы позже не разочароваться в покупке:

  • Первое, что может удержать автомобилиста от такого приобретения — это очень высокая цена, которая держится на рынке и по сей день. Известно, что любая батарея (и неважно, «Варта» это, или же изделие какой-либо другой фирмы) стоит, в среднем, 15 000 рублей и выше.
  • Гелевые аккумуляторы, в отличие от самых дешевых, но неприхотливых жидких «кислотников», очень капризны и привередливы к показателям напряжения и тока во время зарядки. За этим необходимо следить очень пристально. В самом автомобиле придется установить дополнительный реле-регулятор напряжения. Дело в том, что машины «старой закалки» не приспособлены к таким технологиям, как гелевый источник электропитания. И «местный» реле-регулятор может подвести автомобиль в любое время. Если напряжение местной бортовой сети автомобиля не регулируется четко и постоянно, батарея быстро потеряет емкость и может выйти из строя в считанные месяцы.
  • Если по каким-либо причинам этот аккумулятор вышел из строя, восстановить его возможно, но далеко не всегда. В любом случае, он уже потеряет большую часть своей производительности, а восстановление, каким бы успешным оно ни было, долгой работы ему обеспечить не сможет. Поэтому, если вы все же решитесь приобрести именно гелевый аккумулятор, придется позаботиться о покупке нового реле-регулятора. А также о более современном зарядном устройстве, с помощью которого четко можно контролировать весь процесс зарядки АКБ.

Безусловно, такие особенности гелевых аккумуляторов трудно назвать очевидными «минусами». Однако именно они могут удержать водителя от столь недешевого приобретения. В любом случае, перед покупкой стоит взвесить все «за» и «против», и только потом уже идти в автомагазин.

Как заряжать

Выходное напряжение у большинства гелевых аккумуляторов такое же, как и у более дешевых «кислотников» — 12 вольт. Емкость, как обычно, проставлена на корпусе батареи. На вопрос о том, как заряжать гелевый аккумулятор, можно ответить так: зарядка проводится так же, как и зарядка любой другой батареи, в соответствии с показателями ее емкости и выходного напряжения. Но во время зарядки следует более пристально следить за всеми показателями.

Внутренне строение гелевой АКБ, кроме формы наполнителя, мало чем отличается от обычных батарей. Внутри находятся такие же (но только более качественные) свинцовые пластины и шесть «банок», закрытых сверху крышками. На корпусе аккумулятора имеется также пара вентиляционных отверстий, через которые выходит водородный газ, образующийся в процессе зарядки.

Приступая к зарядке этого аккумулятора, помните о том, что даже минимальное превышение напряжения больше рекомендуемых показателей может окончательно «посадить» АКБ в считанные минуты. Ток заряда аккумулятора должен составлять не более 10 процентов от указанной на корпусе емкости батареи (если у вас аккумулятор емкостью 60 Ач, ток заряда выставляем 6 ампер).

Что же касается напряжения, оно не должно превышать показателей в 14,4 вольт. На корпусе аккумулятора то напряжение, которое нужно выставлять при зарядке, обозначается английской фразой cycle use.

Кстати: если вы вдруг стали обладателем обслуживаемой (или частично обслуживаемой) гелевой батареи, выкрутите предварительно ее пробки.

Итак, пошаговая инструкция по зарядке:

  • Подключите зарядное устройство к аккумулятору, соблюдая полярность.
  • Установите на зарядном устройстве ток, составляющий 10 процентам от емкости батареи, обозначенной на ее корпусе.
  • Как только аккумулятор начнет заряжаться, U будет повышаться, важно следить, чтобы оно не превышало 14,4 вольт. Если оно повышается, нужно уменьшить силу тока.
  • Время полной зарядки гелевого аккумулятора обычно составляет 10-12 часов.

Это стандартная схема зарядки, которая подходит к любому типу аккумуляторов. Однако некоторые автомобилисты советуют уменьшить ток заряда еще в два раза и в таком режиме заряжать гелевую АКБ дольше, около 24 часов. Если есть время и возможность зарядить батарею именно в таком режиме, срок ее службы можно увеличить.

Безусловно, требования к зарядному устройству в случае приобретения такой батареи сильно повышаются. Рекомендуется приобрести зарядник с автоматической регулировкой показателей тока и напряжения. Зарядник должен быть, как минимум, с возможностью регулировать ток, а лучше, если у него будет возможность ведения зарядки поэтапно — режим, специально разработанный для зарядки гелевых АКБ.

Как видите, гелевые аккумуляторы для авто являются, безусловно, ценным и оправдывающим себя приобретением. Однако они требуют дополнительных финансовых вложений, которые будут касаться и вашего автомобиля (если вы будете приобретать дополнительный реле-регулятор), и зарядного устройства более совершенного типа. Поэтому нужно исходить прежде всего из своих финансовых возможностей и желания привыкнуть к специфике обращения именно с гелевой аккумуляторной батареей.

Источник: auto-gl.ru